Нарушение Личного Пространства Статья Рб

Команда юристов — Юрлидрус пишет для Вас. Мы рассказываем наш опыт, которого у нас более 35 лет, что позволяет давать правильные ответы на все, что может потребоваться в различных аспектах жизни и сейчас рассмотрим — Нарушение Личного Пространства Статья Рб. Если все же для ответа на Ваш вопрос требуется быстрый ответ в вашем городе, то лучше воспользоваться консультантом на сайте. Но лучше спросить в комментариях.

Внимание, данные могут быстро устаревать, законы очень быстро обновляются и постоянно дополняются, поэтому подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы быть в курсе всех обновлений материала.

В период с 2010 по 2014 год Министерство юстиции отказало в регистрации десяткам общественных объединений, в том числе правозащитным. Закон предусматривает возможность судебного обжалования таких решений, но на практике суды никогда не удовлетворяют эти жалобы. Министерство юстиции вправе произвольно отказать в регистрации на основании технических нарушений или незначительных недостатков в оформлении документов.

15 сентября сразу 11 правозащитных организаций Беларуси отправили Верховному комиссару ООН по правам человека доклад об их видении того, как в нашей стране соблюдаются гражданские права и свободы. Аналитика по соблюдению прав человека и рекомендации в виде доклада готовятся один раз в пять лет в рамках так называемого Универсального периодического обзора (УПО). Доклады предоставляют как неправительственные организации, так и государственные структуры. МИД Беларуси свой доклад в ООН пока не отправил.

1) Нарушение права на жизнь

Вспоминают правозащитники и то, что 1 января 2013 года вступил в силу Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который усилил зависимость адвокатов и органов адвокатского самоуправления от исполнительной власти, в частности, Министерства юстиции.

«Имеет ли он право распоряжаться моими фото по своему усмотрению? Как я могу защититься? Может ли мое письмо ему о несогласии на распространение моих фото в Интернете основанием для привлечения его к ответственности?», — задает вопросы наша читатель.

Уголовное дело

— Защита от незаконного посягательства на частную жизнь предусмотрена нормами международного права и законодательством Беларуси. Так, в ст. 12 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., закреплено следующее: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Согласно ст. 28 Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».

Гражданское производство

— В вышеназванном случае виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч.1 ст. 179 УК РБ, по которой предусмотрена ответственность за незаконное собирание либо распространение сведений о личной жизни (к каковым относятся и фотографии), составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего. Таким образом, сообщение о несогласии на размещение в сети Интернет фотографий личного характера, направленное в адрес друга через социальную сеть или иным образом, является основанием для возбуждения против него уголовного дела за совершение незаконных действий, если фотографии будут размещены (распространены) им в Интернете после получения предупреждения.

Белорусский законодатель предусмотрел несколько видов ответственности за нарушение законодательства при обороте личной информации: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную.
С учетом особой значимости с точки зрения правовых последствий наложения ответственности рассмотрим первые три вида.
Так, согласно Уголовного кодекса Республики Беларусь [30]:
— умышленное разглашение тайны усыновления (удочерения) против воли усыновителя или усыновленного (удочеренной) наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года (ст.177 УК);
— умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.1 ст.178 УК). Часть 2 данной статьи — разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет. Часть 3 имеет квалифицирующий состав — деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 178, повлекшие тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;
— незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев (ч.1 ст.179 УК). А часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
— умышленное незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев (ч.1 ст.203 УК). Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [9] предусматривает ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст.22.6), нарушение правил защиты информации (ст.22.7), незаконную деятельность в области защиты информации (22.8), разглашение коммерческой или иной тайны (ст.22.13).
Необходимо отметить и то, что личная и семейная тайна и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст.151 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Согласно п.1 ст.152 ГК если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда в случаях распространения сведений, касающихся частной жизни, личной и семейной тайны, возникает при условии причинения гражданину нравственных страданий независимо от того, являются ли распространенные сведения порочащими или нет (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» [19]).
Таким образом, вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота личной информации нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Это интересно:  Документы чтобы устроится на работу в садтк нагечеой

Основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Указанная гарантия реализуется посредством установления государством определенного порядка обращения с личной информацией, ограничений, запретов, прав и обязанностей должностных лиц государственных органов, субъектов хозяйствования и граждан.
В частности, ст.17 Закона об информации устанавливает, что информация о частной жизни физического лица и персональные данные (т.е., личная информация), относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (ст.18 Закона).
Глава 7 Закона содержит общие положения о защите информации.
Права и обязанности обладателей, пользователей информации, а также собственников информационных ресурсов, программно-технических средств, информационных систем и информационных сетей, владельцев программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, информационных посредников, оператора информационной системы определяются главой 8 Закона об информации.
Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК), Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), Закон Республики Беларусь
15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) и ряде других.
Так, например, согласно ст.13 УПК каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений. Никто не может при производстве по материалам и уголовному делу быть лишен указанного права или ограничен в нем иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом.
Обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи, прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров могут производиться лишь в случаях и порядке, предусмотренных УПК [29].
Статья 6 Закона об ОРД запрещает органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну граждан и (или) иные их права и законные интересы и стали известны при проведении оперативно-розыскных мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [16]. Соблюдение прав и свобод личности является одним из принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст.4).
Тайна почтовой связи гарантируется государством. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны почтовой связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях и их содержании и иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов почтовой связи, являются тайной почтовой связи и могут выдаваться только отправителям, адресатам или их законным представителям, а также государственным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст.13 Закона о почтовой связи [18]).
Личная информация является охраняемой информацией и, соответственно, относится к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5] (далее – ГК)).
По этой причине относительно определения способов правовой защиты личной информации необходимо, по нашему мнению, исходить из положений ст.11 ГК, т.е. способы правовой защиты личной информации следует соотносить со способами защиты гражданских прав. Согласно ст.11 ГК защита гражданских прав осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда;
11) прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством.
Необходимо отметить, что применение одного способа защиты не исключает одновременного применения и других способов.
Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты.
Полагаем, что при рассмотрении вопроса о защите личной информации вполне уместно использование, получившей признание и распространение, главным образом в научном обиходе, терминологической дифференциации форм защиты на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную [4].
Их основное отличие состоит в том, что юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы (обращение в редакцию с требованием опровержения, опубликованных ранее, недостоверных сведений).
В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Для общего порядка характерна реализация субъективного права на защиту путем обращения управомоченного лица в судебные органы по подведомственности.
Специальный порядок защиты, именуемый также административным, применяется в случаях, предусмотренных законом. К специальному порядку защиты следует отнести обращение физического лица, права которого в сфере личных прав нарушены незаконными действиями третьих лиц, в органы внутренних дел, прокуратуру.
Как видим, содержание формы защиты раскрывается через тот или иной порядок осуществления защиты: для юрисдикционной формы — судебный и административный, а для неюристикционной – самостоятельные действия заинтересованного лица (самозащита и иные не противоречащие закону действия).
Судебный порядок защиты характеризуется реализацией права на защиту посредством обращения заинтересованного лица в суд, который, исходя из объекта защиты, использует различные процессуальные формы.
Таким образом, основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь. Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: УПК, Законе об ОРД, Законе о почтовой связи и ряде других. Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.

Это интересно:  Взял В Аренду У Государства Землю Без Кадастрового Номера Что Делать Дальше

ГЛАВА 2 МЕРЫ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Значение защиты личной информации трудно переоценить, это обусловлено тем, что в состав личной информации входят сведения большинство из которых (к примеру, тайна личной жизни) имеют ценность для субъекта-носителя информации в силу неизвестности другим субъектам информационных отношений. Соответственно неправомерное использование указанной информации может причинить непоправимый вред субъекту-носителю, его родственникам, знакомым и т.д.
С учетом ст.27 Закона об информации можно говорить о том, что целью защиты личной информации является ее сохранение и неразглашение, а также недопущение неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к информации, а также иных неправомерных действий.
Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинить вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.
Требования по защите общедоступной информации могут устанавливаться только в целях недопущения ее уничтожения, модификации (изменения), блокирования правомерного доступа к ней.
Не допускается эксплуатация государственных информационных систем без реализации мер по защите информации.
Обеспечение целостности и сохранности информации, содержащейся в государственных информационных системах, осуществляется путем установления и соблюдения единых требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения) и блокирования правомерного доступа к ней, в том числе при осуществлении доступа к информационным сетям.
Физические и юридические лица, занимающиеся созданием средств защиты информации и реализацией мер по защите информации, осуществляют свою деятельность в этой области на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.
Статья 29 Закона об информации определяет несколько видов мер по защите информации:
К правовым мерам по защите информации относятся заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий.
К организационным мерам по защите информации относятся обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.
К техническим (программно-техническим) мерам по защите информации относятся меры по использованию средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.
По мнению автора, указанный в Законе перечень мер по защите информации чрезмерно обобщен и применительно к личной информации, несомненно, требует детализации.
Обладатель информации, собственник программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей или уполномоченные ими лица вправе:
запрещать или приостанавливать обработку информации и (или) пользование ею в случае невыполнения требований по защите информации;
обращаться в государственные органы, определенные Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь, для оценки правильности выполнения требований по защите их информации в информационных системах, проведения экспертизы достаточности мер по защите их программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, а также для получения консультаций.
Владелец информационных систем и информационных сетей обязан уведомить их собственника, а также обладателя информации о всех фактах нарушения требований по защите информации.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, обязаны:
обеспечить защиту информации, а также постоянный контроль за соблюдением требований по защите информации;
установить порядок предоставления информации пользователю информации и определить необходимые меры по обеспечению условий доступа к информации пользователя информации;
не допускать воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
обеспечивать возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной (измененной) или уничтоженной вследствие неправомерного (несанкционированного) доступа к ней (ст.31 Закона об информации).
Относительно мер по защите персональных данных Закон говорит следующее (ст.32):
Меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Полагаем, что при обозначении круга прав и обязанностей субъектов информационных правоотношений, не учтен личностный фактор субъектов-носителей личной информации, что также требует доработки.
Таким образом, говоря о защите личной информации, необходимо отметить, что в Законе об информации перечень мер по защите информации, а также перечень прав и обязанностей субъектов-носителей информации чрезмерно обобщены и требуют законодательной доработки.

Это интересно:  Свести с ума соседей устройства

Вскоре тот ушел, а на следующий день на его страничке в «ВКонтакте» появилось видео этой сцены с подписью: «Посмотрите, на какой конченой истеричке я был женат все эти годы». Запись просмотрели сотни пользователей. – Это был явный перебор с его стороны, ведь у нас остались общие знакомые, друзья, с которыми у меня хорошие отношения.

/ / Общественно-политические 09.04.2020 За одно опрометчивое действие в Сети можно попасть под административную и даже уголовную ответственность. Где грань, за которой начинается вторжение в чужую личную жизнь, и какое наказание за это может последовать, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости». Жизнь минчанки в одночасье превратилась в ад: после тяжелого развода она с трехлетней дочкой осталась проживать в однушке, сособственниками которой являлись оба бывших супруга, ведь жилплощадь была приобретена в браке.

Ответственность за распространение в сети Интернет запрещенной информации

Соответствующие положения, касающиеся рассматриваемого права, содержатся и в Законе Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». Как следует из его статьи 13, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных переговоров и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о:наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств.Отношения в области охраны здоровья населения Республики Беларусь регулируются Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-ХII «О здравоохранении» (далее — Закон «О здравоохранении»).

Как Вам статья? Нашли, то что искали?
Да, самая хорошая и сжатая информация.
36.82%
Не до конца раскрыта тема.
53.73%
Ответ узнал, но вот без юриста/адвоката никак.
9.45%
Проголосовало: 201

Понятие термина «клевета» на законодательном уровне закреплено в ст. 9.2 КоАП РБ и ст.188 УК РБ. Под клеветой понимается распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, за что предусмотрена следующая мера административной ответственности — наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Нарушение частной жизни статья рб

Рассматриваемое право нашло свое закрепление в статье 28 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ней, «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Данное конституционное право углубляется и развивается отраслевым законодательством.

Право на личную жизнь

Каким бы незначительным не было личное пространство, человек всеми силами стремится его сохранить. Когда личное пространство нарушается, природный бессознательный инстинкт расценивает это как угрозу или опасность. Очень часто люди не осознают, что страдают от непонятной им самим агрессии или раздражения, которые они испытывают к «нарушителю» личного пространства.

Даша М.
Оцените автора
Адвокаты и юристы по трудовым спорам, ведение дел по возмещению зарплат и незаконному увольнению
Adblock
detector