1.2. Методические указания направлены на предупреждение профессиональных заболеваний у медицинских сестер, проводящих медикаментозную терапию. Представлены санитарно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия и методы ранней лабораторной диагностики лекарственной аллергии и сенсибилизации к медикаментозным препаратам у клинически здоровых лиц.
1. Общие положения
4.6. Для этиологической диагностики вызываемых лекарственными средствами профессиональных аллергических заболеваний и сенсибилизации у клинически здоровых лиц показано применение высокоинформативных иммунологических методов — подсчет бляшкообразующих клеток периферической крови, реакция специфической микропреципитации, реакция специфической агломерации лейкоцитов. Причинные факторы аллергического заболевания или состояния повышенной чувствительности считаются установленными при наличии положительных результатов по двум из трех предлагаемых методик. (Приложение 2).
3. Санитарно-гигиенические мероприятия
Методические указания разработаны: Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сообщения, Горьковским НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения РСФСР:
Борясь за здоровье пациентов, медицинские работники зачастую рискуют своим. Иногда профессиональные заболевания даже заставляют уйти из медицины. Избежать многих проблем можно благодаря грамотной профилактике, своевременным медицинским осмотрам и раннему обращению к коллегам за профессиональной помощью.
Инфекции
Когда заражённый человек кашляет, чихает или говорит, а также при интубации и отсасывании мокроты в воздух попадают капли слизи с вирусами и бактериями. Если они оказываются на слизистой другого человека, то могут вызвать болезнь. В крупных каплях на небольшом расстоянии может передаваться вирус гриппа и бактерия Bordetella pertussis, вызывающая коклюш. Более мелкие частицы остаются в воздухе дольше и распространяются на более дальние расстояния. Так передаются инфекции, которые вызываются более стойкими возбудителями, могущими прожить вне тела человека дольше. Это, например, микобактерия, вызывающая туберкулёз, и вирус краснухи. Поэтому необходимо делать все возможные прививки вовремя, а в некоторых случаях, когда вероятно попадание крупных капель на слизистые, надевать маску и очки.
Прививки медицинским работникам
- от гепатита B;
- от гриппа (каждый год);
- от кори, краснухи и паротита;
- от ветряной оспы (если не болели раньше);
- от дифтерии и столбняка (ревакцинация — через 10 лет. В России нет вакцин, содержащих коклюшный компонент, поэтому если есть возможность, стоит привиться за границей, где такие вакцины есть);
- от менингококка (если вы регулярно контактируете с выделенной N. meningitidis);
При тщательном соблюдении техники безопасности существует вероятность порезаться, уколоться, а при соприкосновении с биологическими выделениями человека (моча, пот, слюна, ушная сера, рвотные массы) – вероятность заражения. Поэтому медицинским работникам следует четко знать свои первые действия экстренной помощи самому себе.
Заболеваемость медицинских сестер
Если сравнить структуру диагностированных нами профессиональных заболеваний со списком профессиональных заболеваний (Приказ №90 Минздравмедпрома от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»), то она целиком соответствует ему, так как из 7 групп, указанных в списке, нами выявлены 6 (за последний год в Самарском областном центре профпатологии обследованы 2 зубных врача с подозрением на пылевой гиперчувствительный альвеолит – седьмая позиция списка, диагнозы не подтвердились, но такое заболевание описано в литературе).
Профессиональные заболевания медицинских сестер
3. Формирование здорового образа жизни, в том числе: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий работников о влиянии негативных факторов на здоровье и возможностях уменьшения этого влияния (развитие системы школ общественного здравоохранения и других форм образования);