Для чего: размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной? или муниципальной? собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства Российской? Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 г. Если кратко, то подобным образом может быть оформлено размещение инженерных коммуникаций до определенных мощностей, элементов благоустройства территории, проездов и подъездных дорог, пожарных водоемов.
Кому требуется: Юрлицам и Физлицам;
Вы хотите подключить ваш дом к сети канализации? Точка подключения к магистральной сети находится за пределом вашего участка, и часть проектируемой трассы пролегает по муниципальным землям? Вам необходимо разработать проект производства работ, а также открыть ордер на земляные работы. Для открытия ордера одним из необходимых документов является разрешение на размещение объекта.
Пример 1.
- Заявление (формируется автоматически, необходимо распечатать, подписать и отсканировать);
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (доверенность);
- Документ, подтверждающий личность представителя (паспорт);
- Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в формате PDF;
- Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в формате AutoCAD DWG;
- Выписка ЕГРЮЛ на заявителя, в случае если заявителем является юридическое лицо.
31. Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).
19. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Информация об изменениях:
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300
«Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»
Следует отметить, что в таком порядке размещаются не все некапитальные объекты, а лишь прямо поименованные в законодательстве г. Москвы. Для нестационарных торговых объектов, объектов комплексного благоустройства территории, объектов, размещаемых на время проведения строительства, земляных и иных видов работ (временных объектов), произведений монументально-декоративного искусства, информационных конструкций, сезонных кафе существуют специализированные правила размещения, отличающиеся от общей процедуры как в сторону увеличения числа административных рычагов влияния на решения о размещении (более сложная процедура размещения – например, для нестационарных торговых объектов, объектов комплексного благоустройства природных и озеленённых территорий), так и в сторону их уменьшения (временные объекты, информационные конструкции и т.д.).
Наличие титула собственности на земельный участок – наиболее благоприятная предпосылка для размещения некапитальных построек. Даже в случае, если земельный участок был предоставлен в соответствии с законодательством г. Москвы в льготном порядке с наложением запрета на строительство, размещение некапитальных объектов на таком участке становится тем более актуальным, поскольку такое использование данной территории не является строительством.
Строительство некапитальных объектов на участках, находящихся в собственности
Предоставление земельного участка из государственной или муниципальной собственности под размещение некапитального объекта в г. Москве возможно в ходе многоступенчатой процедуры, включающей в себя:
6.3. Заявитель обращается в Министерство за получением Разрешения на размещение объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство, на земельных участках, находящихся в собственности Московской области. Перечень данных объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
6.4. Результат предоставления Государственной услуги независимо от принятого решения оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП уполномоченного должностного лица Министерства, который направляется Заявителю в Личный кабинет на РПГУ в день подписаниярезультата.
Административный регламент:
2.1. Лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Министерство с Запросом о предоставлении Государственной услуги (далее — Заявители).
Дополнительно отметим, что согласно п. 5 ст. 41 ГрК РФ в отношении линейных объектов не предусмотрена отдельная разработка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории. При этом с 1 сентября 2018 г. в соответствии с законом РФ от 03.08.2018 № 341-ФЗ [508] для выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, достаточно подготовки проекта планировки территории (без проекта межевания территории).
- в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
- пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
3.2.1. Строительство линейных объектов
В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.
Обратиться за государственной услугой «Выдача разрешения на использования земель и земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» можно онлайн на mos.ru.
- водопроводные сети, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
- кабельные, воздушные и кабельно-воздушные линии электропередачи ;
- трансформаторные подстанции ;
- блочные комплектные трансформаторные подстанции ;
- распределительные пункты ;
- сети газопотребления и газораспределения;
- тепловые сети ;
- линейно-кабельные сооружения связи, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
- антенно-мачтовые сооружения связи .
1. Для чего может потребоваться разрешение на использование земли?
Место размещения объекта будет определено созданной по факту рассмотрения заявления схемой размещения. Ее в процессе подготовки ответа утвердит Департамент городского имущества города Москвы по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и, возможно, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае если участок расположен в зоне особо охраняемой природной территории).
Задача однозначно не из легких. Самостоятельное получение разрешения на строительство отнимет у вас массу времени, сил и средств. Особенно, если вы впервые столкнулись с бюрократическими проволочками подобного рода.
В сегодняшней практике ИЖС встречаются прецеденты, когда дом построен, а соответствующего разрешения нет. Например, застройщик полагал, что закон об амнистии дачников освобождает его от этого бюрократического процесса. Чтобы не стать штрафником, разрешительный документ придется оформить, при этом при самостоятельном прохождении процедуры, могут возникнуть трудности и неприятности, поскольку придется объяснять чиновникам, почему разрешение на строительство не было своевременно оформлено.
Почему можно получить отказ в выдаче разрешения на строительство в Москве?
В случае если строительные работы предстоят в пределах зоны исторической застройки, то помимо вышеперечисленных документов потребуется получить согласования от ряда инстанций, включая Художественный Совет Москвы.
1.2. Настоящим Временным порядком регулируется выдача разрешений на размещение объектов на территории Московской области, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области — министра экологии и природопользования Московской области Куракина Д.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2021 года постановлением Правительства Московской области от 3 апреля 2021 года N 192/8.
Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (с изменениями на 3 апреля 2021 года)
3. Физические и юридические лица, осуществлявшие без разрешения или уведомления деятельность или действия (операции) до введения в отношении их в соответствии с настоящим Законом разрешительного или уведомительного порядка, для продолжения осуществления деятельности или действия (операции), в отношении которых настоящим Законом вводится разрешительный или уведомительный порядок, обязаны получить соответствующее разрешение или направить соответствующее уведомление.
В Московской области возведение некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления. Поэтому для каждого муниципального образования (муниципального района) установлен собственный порядок размещения некапитальных объектов. При этом отсутствуют оговорки о том, каковы полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка размещения некапитальных объектов на землях различных форм собственности. Как правило, разрешение на размещение некапитальных объектов оформляется в виде постановления администрации муниципального образования (например, г.о.Красноармейск, г.п.Малаховка), в виде акта должностного лица администрации (например, г.о.Долгопрудный, г.п.Ступино, г.Лобня, г.о. Котельники) или в виде акта специализированного органа, подотчётного администрации (Химкинский район).
Предоставление земельного участка из государственной или муниципальной собственности под размещение некапитального объекта в г. Москве возможно в ходе многоступенчатой процедуры, включающей в себя:
Порядок размещения некапитальных объектов
В законах Московской области, напротив, закреплена норма о том, что все некапитальные объекты размещаются с разрешения органов местного самоуправления, порядок получения такого разрешения должен быть установлен ими же. Следует отметить, что не все муниципалитеты на настоящий момент приняли документы, содержащие подробные правила о порядке возведения нестационарных построек в связи с чем в ряде случаев их строительство так же возможно без разрешений и согласований.