Сообщается, что затраты за счет федерального бюджета, которые учреждение сформировало в собственном учете в отношении указанного объекта, должны быть переданы (получены) в муниципальную собственность одновременно с объектом.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Обзор документа
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письма Федерального казенного учреждения (далее — Учреждение) по вопросу передачи капитальных вложений по объектам, созданным в рамках реализации ФЦП, переданным в муниципальную собственность без оформления передачи затрат, произведенных в строительство указанных объектов (далее — Письма), и в части своей компетенции сообщает.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н.
Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:
Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями
при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы»;
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение обязательной оценки предусмотрено «в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям».
Поскольку данные по оценке имущества не являются необходимыми при передаче (получении) имущества в рассматриваемой ситуации и обязательное проведение процедуры профессиональной оценки напрямую не вытекает из законодательства, представляется возможным сделать вывод об отсутствии необходимости ее осуществления.
Дополнительные аргумент в пользу вышеизложенной позиции — принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28 БК РФ).
Напомним, что данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).
при передаче имущества негосударственным организациям
Дебет 0 401 01 242
“Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“ Кредит 010100000 (0 101 01 410-0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 010300000 (0 103 01 430-0 103 03 430) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“
— отражена безвозмездная передача имущества.
Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях
В конце февраля на сайте Минфина России было опубликовано совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 № 02-14-05/5145 и 42-7.4-05/5.1-114 (далее — Письмо № 02-14-05/5145 / 42-7.4-05/5.1-114), посвященное учету капитальных вложений, финансируемых за счет бюджетных инвестиций.
Напомним, что необходимость разъяснений вызвана тем, что с 1 января 2013 года вступили в силу следующие нормативные документы:
На закладке «Капвложения» следует указать объект, капвложения по которому следует перенести на другой КФО (КПС). Количество и стоимость, учтенные по объекту, будут указаны автоматически. (Смотрите Рис.7)
Теперь если БУ1 должно передать особо ценное имущество в БУ2, тогда предварительно должно быть произведено:
1. Дт 4.210.06.560 — Кт 4.101.24.410 100-00 БУ возвращает особо ценное имущество учредителю (ВАЖНО: т.к. к особо ценному имуществу заставили отнести не только бюджетные ОС, но также и приобретенные в свое время за счет ПД, у передающего БУ может быть КФО не только 4, но и 5, и 2, и 7, а у принимающего — только 4 или, в крайнем случае, 5)
2. Дт 1.101.34.310 — Кт 1.401.10.180 100-00 КУ получает возвращенное особо ценное имущество.
Передача капиталовложений
В казенном учреждении было списано здание, которое пришло в негодность в результате стихийного бедствия, его балансовая стоимость составляет 4 500 000 руб., начисленная на момент разрушения амортизация равна 3 000 000 руб.
- без учета отдельных видов затрат, указанных в подпунктах «б» — «з» пункта 10 ФСБУ 26/2020, включая величину оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды, а также затрат, возникших при этом в связи с использованием труда работников. Не учтенные при этом затраты признаются расходами периода, в котором они понесены;
- в размере сумм, уплаченных и (или) подлежащих уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при осуществлении капвложений без учета всех скидок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления, равно как без дисконтирования в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев;
- в размере балансовой стоимости передаваемых активов при осуществлении капитальных вложений по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами.
Кроме того, эти организации могут отказаться от проверки капвложений на обесценение, то есть оценивать капитальные вложения по балансовой стоимости на отчетную дату, и раскрывать в бухотчетности информацию о капвложениях в ограниченном объеме.
- выполнением организацией работ, оказанием услуг по созданию, улучшению, восстановлению средств производства для других лиц;
- приобретением, созданием активов, предназначенных для продажи.
Ранее застройщики, специализировавшиеся на строительстве объектов, учитывали затраты на свои услуги, как правило, в качестве капитальных вложений.
Сфера применения ФСБУ 26/2020
- при осуществлении капитальных вложений на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, в капитальные вложения включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки) (ранее — суммы, фактически уплачиваемые поставщику по договору);
- при осуществлении капвложений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами, фактическими затратами (в части оплаты неденежными средствами) считается справедливая стоимость передаваемых имущества, имущественных прав, работ, услуг (ранее – стоимость переданных или подлежащих передаче активов). При этом справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н;
- фактическими затратами в имущество, которое организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этого имущества (ранее – исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету).
Вопрос: ООО передало в качестве вклада по договору простого товарищества недвижимое имущество (склад). У кого в целях налога на имущество учитываются капитальные вложения в виде неотделимых улучшений недвижимого имущества, произведенные за счет средств товарищества: простого товарищества или ООО?
Посмотреть ответ
Структура капвложений
Понятие капитальных вложений напрямую связано в учете с понятием основных средств. Капитальные вложения есть не что иное, как затраты на приобретение, изготовление, реконструкцию либо расширение, проектные, иные, подобные им, издержки, связанные с ОС. Другими словами можно сказать, что основные средства в учете есть результат капитальных вложений в них. Общее понятие капвложений содержит ФЗ-39 от 25/02/99 г., в ст. 1. Учет капвложений, вместе с тем, имеет особенности в зависимости от их характера. Требует серьезного подхода и налоговый учет таких инвестиций.
Бухгалтерский учет
Если капвложения делаются в приобретение ОС, их стоимость определяется сразу. Она равна затратам на покупку объекта. Если капвложения осуществляются в процессе (например, строительство), до окончания капвложения считаются незавершенными, стоимость актива может увеличиваться на стоимость производимых затрат.
Так как об осуществлении каждой закупки потенциальный круг участников должен быть извещен заранее, заказчик обязан подготовить такую документацию, которая выполнит роль такого информатора. В соответствии с правилами, установленными статьей 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», такая документация называется извещением.
Статья 42 как основной регулятор правил о подготовке извещения о закупке
Заказчик обязан принять меры к тому, чтобы все документы о закупке, в том числе извещение, хранились в соответствии с требованиями, сформулированными в рамках соответствующих приказов Министерства экономического развития относительно хранения важных документов, а также в рамках приказов Министерства культуры относительно соблюдения правил организации архивного дела.
Ответственность за нарушение статьи 42 Федерального закона №44-ФЗ
Для публикации извещения существует определенный срок, который не может быть меньше пяти дней с момента публикации такого извещения в ЕИС до момента подписания контракта по итогам проведенной процедуры.
Внутриведомственными расчетами считаются операции по передаче расчетов, активов и обязательств между учреждениями, относящихся подведомственно к одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств либо расчетов текущего финансового года между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами).
Бухгалтеры бюджетных учреждений в своей работе иногда сталкиваются с операциями по внутриведомственным расчетам. Рассмотрим отражение наиболее распространенных операций, связанных с внутриведомственными расчетами, и как избежать ошибок при отражении таких операций.
Безвозмездная передача активов и обязательств внутри ведомства
Для оформления операций при передаче (получении) предназначено Извещение (ф. 0504805), которое оформляется в двух экземплярах передающей стороной, подписывается (подтверждается) принимающей стороной с возвратом одного из подписанных экземпляров передающей стороне. При передаче нефинансовых активов документы по их поступлению и выбытию Извещение не заменяет, а составляется дополнительно.
В первой вкладке вводится общая информация о заказе — наименование и способ закупки, требования к участникам закупки и контактная информация о заказчике. Для госзаказов, проводящихся в электронной форме, появляются строки для указания наименования и адреса электронной площадки. Название площадки выбирается из предложенного списка, адрес в интернете заполняется автоматически.
Если специалист хочет воспользоваться ранее сформированным шаблоном, он должен ввести в поисковую строку определенные параметры и найти искомый регистр. Если заказчику нужно создать новый шаблон, то ему надлежит выбрать действие «Создать шаблон».
223-ФЗ: сроки размещения извещения
В форму вводится наименование и способ заказа. В строке можно указать только те способы закупки, которые доступны для 223-ФЗ. После определения первоначальных данных нужно нажать кнопку «Сохранить» и продолжить вводить необходимые сведения во все доступные вкладки.
Если контракт предусматривает порядок исполнения поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей приобретенного имущества грузополучателю, то заказчик отражает у себя в учете поставку основных средств в сумме произведенных капитальных вложений:
Учреждение (грузополучатель) по получении от вышестоящего учреждения — заказчика Извещения (ф. 0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей следит за их прибытием и сообщает вышестоящему учреждению — заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения (ф. 0504805). В случае неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, об этом необходимо сообщить вышестоящему учреждению — заказчику для принятия мер к розыску и доставке их адресату.
Особенности бюджетного учета централизованных поставок с 1 января 2009 года
А в следующих номерах журнала рассмотрим особенности передачи между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям средств одного уровня бюджета, и передачи между учреждениями, состоящими на бюджетах разных уровней.
Обобщим, главное – согласовать вопрос сообщения о проведении ОСС в договоре управления, уставе ТСЖ или на общем собрании. Если это не сделать, то другой способ уведомления (кроме заказного письма и уведомления под роспись) может быть признан судом нелегитимным, и все решения по собранию собственников тоже признают недействительными.
Содержание сообщения о проведении ОСС
В прошлый раз мы обсудили, какие вопросы обязательно нужно включить в повестку дня общего собрания собственников и какие пункты включать не стоит ни при каких условиях. В сегодняшней статье мы расскажем о способах уведомления о проведении ОСС.
Сроки уведомления о проведении ОСС
С особым вниманием рекомендуем отнестись к ответам на скользкие вопросы. Не нужно говорить, что «с самого начала у вас была какая-то тактика, и вы её придерживались», вежливо поблагодарите за вопрос и заметьте, что постараетесь решить его в ближайшее время.
Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.
История вопроса
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.