Процессуальные действия, производство которых возможно на стадии возбуждении уголовного дела

Команда юристов — Юрлидрус пишет для Вас. Мы рассказываем наш опыт, которого у нас более 35 лет, что позволяет давать правильные ответы на все, что может потребоваться в различных аспектах жизни и сейчас рассмотрим — Процессуальные действия, производство которых возможно на стадии возбуждении уголовного дела. Если все же для ответа на Ваш вопрос требуется быстрый ответ в вашем городе, то лучше воспользоваться консультантом на сайте. Но лучше спросить в комментариях.

Внимание, данные могут быстро устаревать, законы очень быстро обновляются и постоянно дополняются, поэтому подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы быть в курсе всех обновлений материала.

На начальной стадии уголовного процесса не обязательно обладать информацией обо всех элементах состава преступного деяния. Законодательство устанавливает тот минимум информации, который требуется и достаточен для возбуждения уголовного дела.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

Необходим признак достаточности для того, чтобы предоставить подготовительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Однако признак «достаточности» не будет ни при каких условиях при явном существовании обстоятельств, которые исключают производство по делу.

Со второй все понятно: пришел гражданин в полицию, прокуратуру или суд проинформировать о запланированном или содеянном преступлении, да и написал без промедлений об этом в присутствии представителя власти.

Визит заявителя – основной повод для возбуждения уголовного дела

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.
Это интересно:  Алименты в исламе

Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование — назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент — то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров — производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях — осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос — оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.

Это те данные, которых достаточно для установления признаков преступления. Какие следственные действия до возбуждения уголовного дела реализовать уполномоченному лицу, устанавливается им самостоятельно и зависит от обстоятельств дела.

Основания

Если проверочные мероприятия не помогли установить основания и повод, следователь отказывает в возбуждении уголовного дела, которое направляется прокурору для проверки правильности принятого решения (в любом случае, будь то дознание или следствие).

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

Общий порядок

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

О заявлении

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.
    • начинается с момента поступления в органы внутренних дел сообщения о преступлении , а
    • заканчивается одним из трех решений :
      1. вынесением постановления о возбуждении уголовного дела;
      2. вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
      3. о направлении материалов проверки сообщения о преступлении по подследственности .
Это интересно:  Юристы по налоговым спорам

Понятие и задачи возбуждения уголовного дела

    1. прием и регистрация сообщений о преступлениях;
    2. анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;
    3. проверка сообщения о преступлении;
    4. разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя.

Характерные признаки стадии возбуждения уголовного дела

    1. со дня поступ­ления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок — не позднее 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК);
    2. срок может быть продлен до 10 суток по ходатай­ству следователя, дознавателя соответственно начальником следственного органа, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 144 УПК);
    3. при необходимости проведения документальных проверок или ревизии срок может быть продлен по ходатайству следователя руководителем следственного органа, по ходатайст­ву дознавателя прокурором — до 30 суток ;

К числу предшественников в обозначенной позиции следует отнести таких авторов, как А.Я. Вышинский, М.А. Чельцов-Бебутов, которые в ранних работах по курсу уголовного процесса советского периода развития нашего государства не придавали возбуждению уголовного дела значения самостоятельной стадии уголовного процесса, а говорили о нем только как о начальном моменте последнего.

Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

Представляется, что круг участников данной стадии неизмеримо шире. На это указывает, прежде всего, ее нормативная регламентация. Исходя из смысла норм гл. 19 и 20 УПК РФ, участниками стадии возбуждения уголовного дела помимо правоприменителей (дознавателя, следователя, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора и суда) и заявителя являются лица, которые могут оказать содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся к совершению преступлении. Некоторые из этих лиц обозначены в нормах указанных глав -специалист, редакция, главный редактор, лицо, предоставившее информацию СМИ, потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения (ст. 144 УПК РФ); конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение (ст. 148 УПК РФ). О наличии других возможных участников уголовно-процессуальных правоотношений в данной стадии свидетельствует формулировка ч. 1 ст. 144 УПК РФ, закрепляющая обязанность правоприменителя проводить проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Это позволяет сделать вывод, что лицо, привлекаемое к участию в проводимой проверке заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях, которая законодателем отнесена к уголовно-процессуальной деятельности (в противном случае в уголовно-процессуальном законе отсутствовала бы регламентация стадии возбуждения уголовного дела), должно обладать уголовно-процессуальным статусом. Имеющийся в этой части пробел — как считает А. Верещагина, — может быть восполнен посредством толкования и применения аналогии закона.

Как Вам статья? Нашли, то что искали?
Да, самая хорошая и сжатая информация.
37.07%
Не до конца раскрыта тема.
53.66%
Ответ узнал, но вот без юриста/адвоката никак.
9.27%
Проголосовало: 205

Порядок возбуждения уголовного дела

В литературе преимущественно встречается упоминание таких участников данной стадии, как инициатор сообщения о преступлении, т.е. лицо, официально заявившее о преступлении, — заявитель. Помимо этого, по мнению Б.Т. Безлепкина, правоприменитель в ходе проверки заявления о совершении преступления может вступать также еще и в правоотношения с различными юридическими лицами, запрашивая материалы и документы, необходимые для ответа на вопрос о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также по поводу назначения документальных проверок и ревизий. Некоторые авторы вопрос об участниках стадии возбуждения уголовного дела в своих работах вообще игнорируют, упоминая лишь правоприменителя как субъекта, наделенного полномочием провести проверку и принять решение по поступившему заявлению.

Это интересно:  Размер алиментов при работе на полставки

Задачи стадии возбуждения уголовного дела определены в действующем УПК. Закон устанавливает, что орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, определенной в УПК, принять по нему соответствующее решение (ч. 1 ст. 144 УПК).

Ограниченные временные рамки данной стадии, сравнительно небольшое число процессуальных действий, производимых в ней, и иные процессуальные особенности, которые будут рассмотрены нами далее, не дают оснований усомниться в праве на самостоятельность этой стадии. Напротив, они как раз и свидетельствуют о своеобразии процессуальной деятельности в рамках первой стадии процесса, что настоятельно диктует необходимость ее отграничения от последующей деятельности по уголовному делу и самостоятельной регламентации в УПК.

Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела относится к числу самостоятельных и обязательных стадий уголовного процесса, ее содержание заключается не только в вынесении и процессуальном закреплении решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Она включает также процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению ряда вопросов, предшествующих принятию решения по заявлению или сообщению о преступлении.

Даша М.
Оцените автора
Адвокаты и юристы по трудовым спорам, ведение дел по возмещению зарплат и незаконному увольнению
Adblock
detector